Мультики: зло или спасение?
Ох, эти новогодние каникулы, так и тянет к дивану да телевизору.
Мнение психолога – когда, сколько и зачем их смотреть.
Ох, эти новогодние каникулы, так и тянет к дивану да телевизору. Взрослые пересматривают любимые фильмы, развлекательные программы, а для малышей – настоящий «мультиковый рай». Только вот звучит это привлекательно, а на деле выходит не очень – оборачивается желанием постоянно смотреть мультфильмы и истериками перед выходом в школу или сад.
Но не будем заглядывать пока так глубоко, ведь смотреть их никто не запрещает (вам, кстати, что-то запретить может только закон). Ваши дети – ваша ответственность. Но мы вместе с психологом Светланой Большаковой постараемся помочь вам найти золотую середину и понять: сколько, когда и как.
Начнем с приятного – есть ли от мультиков польза?Конечно, и это не только возможность «припарковать» ребенка, пока родитель занят.
«Да, от мультиков есть польза . При просмотре ребёнок узнаёт новое – факты, явления жизни , с которыми не столкнулся ещё в повседневности, это расширяет кругозор малыша , стимулирует любопытство.
Ребёнку есть о чем поговорить со сверстниками: любимые герои, сюжеты.
Ребёнок может ассоциировать себя с любимым мультгероем, применять на себя разные модели поведения, его опыт расширяется .
И конечно, один из самых главных плюсов - свободное время и сбереженные нервы родителей , пока малыш занят просмотром любимого мультика» , - комментирует Светлана.
А что о вреде?Первое правило – баланс. Проблемы начинаются тогда, когда его нет, а еще нет адекватного контроля со стороны значимого взрослого.
«Слишком яркие краски, громкие звуки, высокая динамика событий атакуют неокрепшую психику малыша, он становится раздражительным и тревожным .
Если смотреть мультики вечером, то ребенок может слишком перевозбудиться , и родителям будет сложно уложить его спать. Кроме того, яркие мультфильмы могут негативно отразиться на зрении ребенка и даже спровоцировать у больных детей приступ эпилепсии » , - предупреждает психолог.
Есть картины, которые малышам лучше вообще не смотреть , ведь дети примеряют на себя поведение главных героев.
«Следует избегать мультфильмов, где герои проявляют повышенную агрессию по отношению друг к другу , постоянно дерутся, наносят вред окружающим. Ребенок после просмотра может проявить агрессию и жестокость в реальной жизни.
Также стоит избегать мультфильмов, где на экране демонстрируется опасное для жизни поведение.
Мультики, где персонажи «лихачат», прыгают с крыш, бегают по проезжей части, подвергают опасности свою жизнь, оказывают негативное влияние на инстинкт самосохранения у детей . Дошкольники склонны подражать любимым героям, и такие примеры могут обернуться травмами и страшной бедой для семьи».
Сколько и что смотреть?Обычно рядом с названием мультика есть и возрастная маркировка, например: 3+, 6+. До двух лет включать малышам их вообще не рекомендовано .
1. Два-три года. В основном ребенок слушает и воспринимает сказки о животных. Сказки «попроще»: «Колобок» (0+), «Три медведя» (0+), «Петушок-Золотой гребешок» (0+) – два года. «Посложнее»: «Лиса и волк» (0+), «Кот Котофеевич» (0+) – три года.
2. Четыре года. Вводим мультфильмы по русским волшебным сказкам: «Гуси-Лебеди» (0+), «Царевна-Лягушка» (0+), «По щучьему велению» (0+).
«В этом возрасте ребенок уже начинает воспринимать социальные отношения: дружба, любовь, брак, верность, помощь в беде, борьба добра со злом, жизнь и смерть. Можно посмотреть и простые сказки Андерсена: «Дюймовочка» (0+), «Золушка» (0+), «Свинья-копилка» (12+) , а также сказки Чуковского об Айболите.
В мультфильмах для 4-леток главные действующие лица уже не только животные, но и люди (как правило, дети)».
3. Пять лет. Можно показать ребенку полнометражные мультики по русским и зарубежным авторским и народным сказкам.
«Лучше разбивать просмотр таких мультфильмов на несколько сеансов (по 15-20 минут). В этом возрасте смотрим: «Аленький цветочек» (0+), «Двенадцать месяцев» (0+), «Конек-Горбунок» (0+), «Бемби» (0+), мультфильмы по сказкам Пушкина и Андерсена и другие. Мультфильмы на 5 лет – со сложным сюжетом, зачастую философские».
4. Шесть лет . Показываем научно-популярные произведения: «Алло! Вас слышу!» (0+), «Коля, Оля и Архимед» (6+) , с «навороченным» сюжетом: «Тайна третьей планеты» (0+), со взрослым юмором: «Фильм! Фильм! Фильм!» (12+) , о смерти: «Верните Рекса» (6+) , о школьной жизни: «В стране невыученных уроков» (0+) . Возможно, некоторые из этих мультфильмов и в 6 лет смотреть рановато, но это уже индивидуально.
«Дети могут многое смотреть, не очень понимая, что происходит на экране. Поэтому лучше показывать мультфильмы по возрасту, чтобы ребенок понимал то, что смотрит, проживал вместе с героями перипетии сюжета, слушал родную речь и запоминал песенки. Кроме того, очень важно побеседовать с ребенком о содержании мультфильма до и после просмотра».
Так ли хороши советские мультики?«Я бы рекомендовала смотреть советские мультики, так как фактически все советские мультфильмы проходили жёсткий критический отбор педагогов, и их смело можно смотреть детям.
Еще советские мультики хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка картина мира. Зло в этой картине не вечно, оно паразитирует на добре, а вечно - добро. И в эту добрую картину мира вкрапливается какой-то маленький клочок зла в виде отрицательного персонажа. Этот отрицательный персонаж, как правило, тоже легко перевоспитывается. И оказывается вдруг, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подается в юмористической форме, что уравновешивает его «злодейскую» сущность » , - рекомендует Светлана.
Еще важно обращать внимание на уровень художественного исполнения, выбирать анимацию, выполненную в различных техниках, не одних упрощённых «диснеевских», чтобы формировать зрительное восприятие.
В тоже время, ошибка – совсем отказаться от западных мультфильмов, которые уже стали неотъемлемым фактом жизни. Ребенок будет чувствовать себя неуютно, обсуждая их со сверстниками.
Не пропустите завтра на нашем портале – советы от педиатра и невролога о зимних прогулках и развитии речи у ребенка.
Автор публикации Надежда МихееваФото: автора.
Последние новости
Приём граждан в Белгороде: депутаты ЛДПР выслушали проблемы жителей
Десятки белгородцев получили возможность обсудить свои вопросы с представителями власти.
Банковские кредиты для белгородских предприятий достигли рекорда
Обрабатывающие производства получили более половины от общего объема кредитов.
Заболевания сердечно-сосудистой системы: тревожные тенденции
Врачи бьют тревогу из-за роста заболеваний сердца и сосудов.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией