Выставка современного искусства от молодых старооскольских художников как повод для раздумий
14 сентября в галерее «Блик» открылась выставка «Среда обитания». Работает она в рамках фестиваля современного искусства «Стандарт».
14 сентября в галерее «Блик» открылась выставка «Среда обитания». Работает она в рамках фестиваля современного искусства «Стандарт». Коротко описать впечатления от экспозиции можно так: «Неожиданно. Провокационно. Непонятно. Любопытно».
Участники арт-группы «Хризантема» и примкнувшие к ней «классические» живописцы приглашают посетителей к раздумьям об окружающей среде и происходящих в ней изменениях, об экологии и месте человека в окружающем пространстве.
«Хризантема» – это группа молодых художников – Софья Орешкина, Валерия Тимошенко, Никита Клён и Николай Добов, решивших исследовать городскую среду.
Начали с информационного пространства, ведь это тоже среда обитания современного человека. А поводом для раздумий стала дискуссия в соцсетях, посвящённая исчезновению берёзы, что некогда росла в сквере у остановки на улице Ленина. Разный взгляд, разные мнения и неожиданный вывод.
Далее молодые люди задумались о взаимоотношении природы и «города». Осветить тему помогло сочетание в одном объекте и заготовок из природных материалов (сухоцветы, ветки, рога), и сугубо современных артефактов – таких как полотно для рекламного банера, фольга, пластик. Сразу и не поймёшь – то ли природа и индустрия удачно дополняют друг друга, то ли непримиримо враждуют.
Сама надпись «Среда обитания», выложенная щепками и шишками, за ограничительной лентой – что это? Ограждение от вандалов, запрет на вход, или предупреждение об опасности?
Раскрашенные в яркие краски бурьян, мусор, валежник и пни вызывают грустную усмешку. Увы, художники в эти заброшенные уголки города забрались, а благоустроители – нет, и неизвестно, доберутся ли. Никита, поясняет: «Мы хотели маркировать ситуацию и сделать её немного более живописной».
Ну, а полотно Влада Афонина «Письмо человечеству» с утверждением «Мы виновны» – трудно трактовать двояко. Хотя абстрактное произведение и допускает произвольное прочтение смыслов и понятий, очевидно, что рассказывает оно о грядущей экологической катастрофе.
Решение художественно задокументировать яму может вызвать улыбку. Но Никита поясняет: город стремительно меняется, и хочется зафиксировать происходящее и заглянуть за горизонт событий. Вот яма – была, и нет, и прощальным жестом остался след от ковша экскаватора. Такие серии называются «эстетика случайной фотографии», - поясняет автор.
Соотнести маленького человека и масштаб происходящих в Старом Осколе изменений позволяет перформанс, который хризантемовцы устроили на месте строящегося в Зелёном Логу парка. Происходящее зафиксировали на видео, которое также стало одним из экспонатов выставки.
- Это первая выставка такого формата в Старом Осколе. Это начало знакомства с новым видом искусства, которое мне тоже не до конца понятно, - признаётся основатель галереи «Блик», художник Татьяна Тихонова. – Я согласилась присоединиться к молодёжи, чтобы глубже понять, что же такое – современное искусство. Пусть в первый раз будет много споров, мнений, но в процессе общения мы обязательно откроем для себя что-то новое.
Татьяна Тихонова также участвовала в перформансах, перетаскивая коробки с холстами через многочисленные препятствия.
А акварелист Рената Филимонова представила для фестиваля «Стандарт» фото с силуэтом Пушкина.
- В ходе оформления зала искусств у нас с коллегами родился мем «Пушкин в трениках». Смысл его в том, что мог бы подумать деятель культуры прошлого, если бы внезапно оказался в нашем мире, - рассказала Рената. - Я включилась в проект Никиты вместе с «Пушкиным», чтобы поразмышлять, насколько наша среда обитания сопоставима с классическими представлениями о жизни и о комфорте.
Фото с фигурой Пушкина, так же как и ещё ряд арт-объектов в основную экспозицию не вошли. Поэтому Никита Клён планирует время от времени производить ротацию экспонатов. Главное – не нарушить целостность повествования.
Приверженцы классики, пожалуй, раскритикуют замысел молодых художников. Знатоки и ценители авангардных направлений, скорее одобрят.
Заместитель директора Старооскольского художественного музея Кристина Евсеева, поздравив Никиту и его единомышленников с открытием выставки, оценила результат так:
— Ребята, у вас всё получилось! То, что вы делаете, может изменить культурную и художественную среду нашего города, которая приобретёт уникальные черты.
Организатор выставки, Никита Клён, признаётся, что для него важно мнение профессионалов и непредвзятых посетителей, таких, которые попытаются задуматься и осмыслить, прежде, чем критиковать.
- Многое из того, что сегодня мы называем классикой, когда-то тоже было современным, авангардным, не укладывалось в привычные представления, считалось вызовом общественному мнению и чувству прекрасного. Потом что-то отсеялось, а что-то устоялось и стало каноном, - говорит он.
Наверное, это действительно так. Реализм и сцены народного быта вместо вельможных портретов, «Апофеоз войны» Верещагина вместо парадно-батальных полотен, не говоря уже об импрессионистах, символистах, абстракционистах и иных возмутителях общественного вкуса.
— Современное искусство уходит от эстетики в сторону документирования, идеи, призыва к раздумьям и размышлениям, - продолжает Никита. – Поэтому работы часто сопровождаются экспликацией, которая разъясняет замысел автора.
Выставка будет работать до 16 октября, вход бесплатный. Так что любой староосколец может посетить экспозицию и составить своё впечатление о ней.
.
.
.
.
Источник: oskol.city
Последние новости
Приём граждан в Белгороде: депутаты ЛДПР выслушали проблемы жителей
Десятки белгородцев получили возможность обсудить свои вопросы с представителями власти.
Банковские кредиты для белгородских предприятий достигли рекорда
Обрабатывающие производства получили более половины от общего объема кредитов.
Заболевания сердечно-сосудистой системы: тревожные тенденции
Врачи бьют тревогу из-за роста заболеваний сердца и сосудов.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку