К особым детям нужен особый подход
В Курганском реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями.
Интервью с Александрой Жигуновой, педагогом – теоретиком и практиком.
В Курганском реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями.Пожалуй, никто не будет спорить, что основу любого общества и потенциал его развития, в общем и целом, определяет так называемый «человеческий капитал». А одной из фундаментальных сфер общественной жизни, как раз вовлекающей в себя любого человека с самого раннего возраста, является образование.
Более того, в нашем динамичном и переменчивом двадцать первом веке полноценное образование вовсе не исчерпывается простой передачей информации от учителя к ученику, а выполняет комплексную задачу по всесторонней адаптации «новоприбывшего» в мир человека в современное общество. По крайней мере, так считают многие видные теоретики и практики педагогического дела, как в России, так и за рубежом. Можно сказать, что один из ведущих педагогических трендов нашего времени – это «курс» на слияние учебной и внеучебной деятельности.
Любой учащийся, от ребёнка из детского сада или ученика начальной школы и до взрослого, состоявшегося специалиста, проходящего дополнительные курсы повышения квалификации, нуждается в целом комплексе разнообразных знаний и умений. И, казалось бы, «отвлечённые» вопросы займут здесь как раз далеко не последнее место. Как грамотно обеспечить собственную физическую и психологическую безопасность, оказать помощь другому человеку, стране, планете, выстроить плодотворные отношения с близкими и далёкими?
Конечно, всё это, в первую очередь, проблемы не взрослых, а несовершеннолетних. Но ещё больше в комплексном обучении нуждаются «особые» дети – с особенностями развития, ограниченными возможностями здоровья, из семей, которые, по разным причинам, находятся в трудных жизненных ситуациях.
Сегодня мы поговорим с человеком, который не только взял на себя смелость и труд обучать таких мальчиков и девочек, но и разработал для этого собственную оригинальную методику. Это Александра Жигунова, жительница Москвы, менеджер по интеграции образования, член Национальной ассоциации научно-педагогических и методических сотрудников организаций высшего, среднего профессионального и дополнительного образования.
Александра, как Вы решили связать свою жизнь с адаптацией детей? Ведь это очень непростая задача? Среди ваших учеников были и есть как «обычные» дети, так и, например, с ограниченными возможностями здоровья.
Когда-то я и сама была ученицей школы - в одном небольшом уральском городе. В нашем образовательном заведении несколько детей заметно отличались от других. Мне всегда было интересно, как с ними работают учителя. Но я чётко видела, что их педагогический подход оставляет желать много лучшего. Обращались с ними грубо, относились как к каким-то глупцам, не оказывали никакой качественной поддержки. Хотя, чаще всего, эти мальчики и девочки как раз были очень перспективными, я замечала за ними скрытые возможности, даже таланты.
Позже, когда я поступила на учебу в колледж, меня тоже окружали особенные дети, я дружила с ними, пыталась узнать их поближе. В 2008-м году мне предложили принять участие в конкурсе на губернаторскую стипендию, выступив со своим персональным оригинальным проектом в сфере образования. В итоге мой проект получил одобрение, а я получила стипендию. Так всё и началось.
Какое-то время Вы работали в фонде реабилитации и социальной помощи детям-инвалидам. Чего удалось добиться там?
Да, несколько лет я помогала детям-инвалидам принимать участие в городских конкурсах и смотрах по тяжёлой атлетике. Друг нашей семьи, в тот момент, нуждался в специалисте, а у меня было желание помогать. Вместе мы помогли примерно 50 воспитанникам реализовать свой потенциал в спорте. Наша организация высоко ценилась региональными властями. Портрет директора нашего фонда Сергея Васильева разместили на доске почёта Курганской области. Это был бесценный педагогический опыт, который помог мне разобраться в основных проблемах и недостатках существующей системы поддержки детей с особенностями.
Здание Министерства просвещения РФ
Москва, Средний Каретный переулок, дом 3
Фото: 2gis.ru / Lo kroshka
Каковы же эти проблемы и недостатки?
Во-первых, таким детям требуется качественная тьюторская поддержка. Специалисты по сопровождению особенных детей есть не везде, чаще эти функции выполняет педагог-психолог или социальный педагог, загнанный в рамки образовательных стандартов. Также данные специалисты занимаются поддержкой не только особенных детей, но и обычных, и поэтому не всегда успевают справляться со всеми своими воспитанниками. А в данном деле, конечно же, необходим индивидуальный подход.
Во-вторых - отсутствие качественной образовательной среды. Ведь многие дети не так быстро воспринимают информацию, у них другое ощущение мира и себя. Поэтому многие секции дополнительного образования порой недоступны детям с особенностями. Очень важно внедрять новые технологии по работе с такими детьми для настоящего развития их потенциала.
В-третьих, большая проблема - это недостаточная подготовка педагогов, которые относятся ко всем детям одинаково и оценивают их знания на равных. Зачастую именно от педагогов зависит, будет или не будет особенный ребёнок подвергаться буллингу со стороны сверстников.
В-четвёртых, сейчас такие дети плохо вовлекаются в мероприятия, проходящие в учебном заведении. Зачастую из-за того, что до мальчиков и девочек не доносят соответствующую информацию. В итоге и сами мероприятия организуются, но остаются невостребованными.
В-пятых, это отношение самих родителей. Родителей как «особенных», так и обычных детей.
Со стороны родителей особенных детей возникают проблемы с осознанием и принятием возможностей своего сына или дочери. Папа или мама полагаются на специалистов, перекладывая ответственность за развитие детей на них.
Родители детей, которые развиваются в рамках нормы, не всегда готовы принять «других» мальчиков и девочек, считают, что присутствие таких учеников в классе навредит их собственным детям. А ведь мы знаем, что чаще всего отношение детей к различным обстоятельствам формируется именно исходя из отношения родителей. Поэтому в данном вопросе обязательно необходима и работа с родителями, направленная на углубление их знаний в сфере инклюзивного образования.
Не так давно Вы стали организатором конкурса красоты и таланта «Мистер и Мисс», проходившего на базе Московского финансово-юридического университета. В чём заключалась ваша работа со студентами в рамках этой инициативы?
На протяжении двух лет я работала над тем, как привлечь внимание студентов университета к разным сферам общественной жизни. Конкурс включал в себя четыре блока: участникам нужно было проявить талант к чему-либо, проявить себя в благотворительности, представить свою будущую профессию и доказать любовь к своему телу.
Все 17 конкурсантов обладали различными талантами. Это нехарактерная ситуация. Обычно в таких конкурсах «талантом» считается песня или танец. У нас девочки шили костюмы аниме-героинь, пекли кексы, читали стихи, представляли иммерсивный театр, конечно, пели, но на разных языках. Парни показывали стендап, писали и читали рэп, просто стихи под бит. Всё это выглядело очень зрелищно и убедительно. Я поддерживаю связь со многими участниками конкурса и знаю, что они продолжают заниматься творчеством, именно в связи с этим опытом.
А что с благотворительностью?
Все конкурсанты посетили приют для собак, где «познакомились» с бездомными животными, прослушали лекции по уходу за ними, выбрали конкретного пса для личной (пусть и краткосрочной) опеки, и прогулялись с ним по лесу. В итоге, уходя из приюта, несколько человек не смогли сдержать слез, кто-то всерьёз захотел забрать собаку в семью. Все они отозвались об этом опыте как об очень важном, действительно открывшим им глаза на проблемы отсутствия хозяина и дома у животных.
Да, ваш комплексный подход налицо.
Чтобы любить мир вокруг себя, необходимо для начала познакомиться с собой, своим телом. Поэтому на одном из этапов подключились наши партнёры (сеть салонов красоты «Точка красоты» (12+) и компания Mirra (12+)). Участникам конкурса помогли отыскать персональный привлекательный образ, рассказали о том, как ухаживать за телом, кожей головы и лица. Отмечу, что все конкурсанты получили не только общие, но и индивидуальные рекомендации специалистов.
А Вы сами продолжаете учиться?
Да, я учусь всю свою жизнь. Недавно закончила аспирантуру и сейчас готовлю к защите кандидатскую диссертацию, как раз по проблемам интеграции образования. Также я стараюсь проходить различные курсы повышения квалификации в сферах информатизации образования, тьюторства и психологии, чтобы применять разнообразные новые разработки, технологические и гуманитарные, на практике.
Сейчас Вы работаете над внедрением новой системы адаптации учеников, которую уже применяют в нескольких учебных заведениях России. Расскажите, в чем её особенность?
Её особенность заключается в применении зарубежного опыта в вопросе сопровождении обучающихся с помощью организации благоприятной среды для детей с социальными проблемами в семье. Это определённый клуб единомышленников с похожими проблемами, волонтёрами, которые готовы помочь детям в преодолении трудностей, а также профессиональными специалистами поддержки.
Главная цель — поддержать ученика, дать ему возможность осознать, что любые проблемы имеют решения. Порой нам всем просто не хватает поддержки. Моя платформа состоит из курсов по нескольким направлениям, которые помогают разобраться со своими эмоциями, страхами, преодолеть буллинг в школе и насилие в семье, побороть зависимости, научиться брать на себя ответственность и самостоятельно решать бытовые вопросы.
Какие советы Вы дали бы педагогам, которые только встали на путь помощи детям, в том числе, особым?
Больше изучать иностранную практику (соответствующие книги содержат информацию, которую невозможно получить в учебных заведениях), развивать в себе милосердие и сочувствие к окружающим, попытаться представить себя на месте особенного ребёнка, ведь каждый человек по-своему особенный, даже если не знает об этом. И, в целом, относиться к людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам. Надо быть добрее к детям, и Вы завоюете их сердца и будете гордится их результатами - как своими собственными. Это залог успеха.
Автор публикации Григорий СахаровФото: kurganobl.ru
Последние новости
Ремонт дорог в городе: что нас ждет в будущем?
Город готовится к масштабным работам по ремонту автодорог.
Попытка взлома банкомата в Белгородском районе
Местный житель признал свою вину и рассказал о финансовых трудностях.
Восстановление работы сайта Белгородского областного суда
Участники судебных разбирательств могут получить актуальную информацию о делах.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований