Эльвира Шамрай: «Я абсолютно здоровый и богатый друзьями человек»
Оскольчанка Эльвира Шамрай водит машину, играет в боулинг, любит активный отдых и путешествия.
Оскольчанка Эльвира Шамрай водит машину, играет в боулинг, любит активный отдых и путешествия. И это в 60 «с хвостиком» и на инвалидной коляске.
Через нестерпимую больТогда Эле было всего девятнадцать с половиной. Она только устроилась оператором маслостанции на Лебединский ГОК — предприятие её мечты. Рано утром девушка возвращалась со смены и в темноте не заметила: у одной из шахт убрали ограждение. Оступившись в страшную ловушку, полетела вниз почти с высоты девятиэтажного дома. На холодное сырое дно, заваленное шлакоблоками и арматурой.
Как уцелела, лишь Богу известно. Очнулась от боли и страха, не зная, что пролежала без сознания больше двух часов . Попробовала подняться и удивилась, почему не чувствует ног. Они онемели будто не принадлежали ей.
Услышал крики девушки и позвал людей на подмогу молодой болгарин, проходивший мимо. Элю вытащили уже без чувств. С открытым переломом ноги, переломами рёбер, головы и позвоночника она оставляла мало надежды.
Скорая увезла девушку в губкинскую больницу. Из-за слабого сердца Эльвире сразу не могли дать наркоз. Потом нейрохирурги «сшивали» пациентку 10 часов! Во время операции у неё четыре раза останавливалось сердце — наступала клиническая смерть.
Из травматологии, куда поместили Элю, даже телевизор убрали, медики боялись лишним шумом навредить «особо тяжёлой». Девять месяцев не вставала девушка с больничной койки. Ей запретили подниматься даже на локотки. У постели дежурили мама, коллеги из бригады. Как-то мама Эльвиры решилась спросить у главврача, будет ли ходить её дочь.
«Да вы что! – воскликнул доктор. – Молите Бога, чтобы у неё выдержало сердце, и она осталась жива!».А она, выкарабкавшись с того света, потихоньку приходила в себя. Даже соседок по палате поддерживала, не позволяла хандрить и ныть. В больнице отметила своё 20-летие. К ней столько народу навалило: с подарками, магнитофоном. Такое внимание трогало до слёз.
О повреждениях позвоночника Эля знала. Но о том, что она не будет ходить, врачи, чтобы не ранить девушку, говорить не стали. Эля думала: вот снимут гипс, и она побежит опять. Мечтала попасть к знакомому мальчику на проводы, съездить в колхоз за яблоками…
Правда шокировала. Рассматривая справку ВТЭК с пометкой «инвалид I группы», девушка не выдержала, заплакала. Эля не представляла, чем займёт себя в четырёх стенах, как примет вынужденную заботу близких и будет смотреть в их глаза, наполненные вечной жалостью к ней. Но одно знала точно: со своей участью не смирится никогда, а значит, объявит войну обстоятельствам. Пусть даже через собственную нестерпимую боль.
Комбинат не оставил Эльвиру. Сразу выделил двухкомнатную квартиру в Старом Осколе . Друзья привезли её туда прямо после выписки из больницы, занесли на носилках в комнату, пообещали не забывать, наведываться. И уже через два месяца забрали на свадьбу в деревню. Девушка рискнула надеть корсет и хоть немножечко посидеть в нём среди гостей. Он больно сдавливал тело, от боли кружилась голова. Но она улыбалась!
Элю отправили в Москву, в институт имени Бурденко, а оттуда — в санаторий. Там она ожила в полном смысле этого слова. Оптимизм, веру в свои силы и нераскрытые возможности вселили окружавшие её люди. Эльвира Шамрай познакомилась с известной гимнасткой Еленой Мухиной , получившей перед Олимпийскими играми перелом шейного позвонка, другими пациентами, чьё упорство делало чудеса. Такие же, лежачие, они, словно в сказке, поднимались, учились садиться, двигаться, ходить. Через полтора месяца изнеможённых тренировок Эля смогла из лежачей превратиться в сидячую. Это была настоящая победа! В больницах и санаториях она проводила долгие месяцы. Терпела болючие уколы, неприятные лечебные процедуры и ни на один день не оставляла тренировки.
И родные Эльвиры, и она сама прекрасно понимали: только лежать — всё время зависеть от других. Мама купила ей инвалидную коляску. Для девушки началась новая жизнь — самоутверждения. Она училась обслуживать саму себя, стряпать, убирать, стирать. Первый раз сама борщ сварила — кормила на радостях весь подъезд.
Однажды знакомый — тоже «спинальник» — предложил купить рычажную инвалидную коляску для улицы. В 1983 году стоила она немалых денег — 555 рублей . Мама Эли только руками развела: «Дорого, не потянем». «Или купим, — настояла на своём дочь, или я никогда не выйду на улицу!». Нужную сумму наскребли у знакомых.
«Так выгляди всегда!»К первой прогулке девушка готовилась морально, в душе кипела страшная борьба: как «вынести» себя на улицу, на всеобщее обозрение. Она решилась: подкрасилась, надела белую куртку. На улице многие с восхищением и любопытством оглядывались на красавицу в инвалидной коляске. Один мужчина подошёл и сказал: «Вот так выгляди всегда!» . Для Эльвиры эти слова значили многое.
С тех пор в любой ситуации она держалась «на сто», следила за одеждой и внешностью. Хотя улица оказалась самым жестоким местом, самым тяжким испытанием для девушки-инвалида. Здесь убивало равнодушие. Одни могли удосужить любопытным взглядом — не более, другие просто проходили мимо, когда она стояла в растерянности перед крутыми порожками магазина… Трудно представить, какой тяжкий груз должен нести человек, завися от милосердия окружающих! А Эльвира ни на что не жаловалась. Не замкнулась. Не ожесточилась. Не «забаррикадировалась» от посторонних в своей крепости-квартире. Наоборот, старалась быть на виду, жить полноценной жизнью, отбрасывая ненужную жалость к самой себе.
Однажды в больнице познакомилась с парнем, который лежал в другом отделении с аппендицитом. В Юре её поразила естественность. Его не смущала Элина коляска. Юра запросто гулял с Эльвирой по улицам, ходил в кино и на вечеринки к друзьям. Им было хорошо, легко, интересно друг с другом. Правда, Юрины родители, узнав, что сын надумал жениться на девушке-«колясочнице», долго отговаривали его: «Посмотри, сколько вокруг нормальных и здоровых девчат!».
«Мне нужна только она», — сказал, как отрезал сын (это потом Эля станет любимой невесткой свекрови).Их свадьба состоялась 11 ноября. Погода стояла чудесная: солнце светило вовсю, ещё зеленела трава и кружились в воздухе паутинки. Эльвира в голубом платье была прелестной и неотразимой. Жених на руках выносил свою любимую из ЗАГСа, потом танцевал, бережно обнимая, в кругу многочисленных гостей. На следующий день пошёл снег. Все говорили: «На счастье…». А в их отношениях потом было всё так, как в самом начале семейного пути: и жар любви, и холод расставания, и новые, воскресшие чувства, затеплившиеся на пепелищах душ…
Эльвира хотела ребёнка. Никакие испытания её не страшили. Она не боялась рисковать здоровьем. Танюшку — чудесную девочку с пухлыми щёчками — родила самостоятельно, без всяких «кесаревых». Дочка стала вершиной их с Юрой счастья. Он много помогал жене, стирал пелёнки, нянчил малышку. Но днём, когда уходил на работу, Эльвира оставалась наедине с домашними хлопотами одна. Стирала прямо в раковине на кухне, варила обед и кашку для дочки.
В Юрины выходные они гуляли вместе. Молодой мужчина вёз сразу две коляски — инвалидную и детскую. Или Эльвирину, а та держала Танюшку на руках. Прохожие шеи сворачивали, глядя на святую троицу. Молодая семья исколесила вдоль и поперёк весь юго-запад: знала каждый уголок. Иногда Юра и Эля подбрасывали дочку бабушке, а сами — в «Горняк» — фильм посмотреть, или на концерт в «Комсомолец».
Редкий оптимизмОна многому научилась: водить машину, вязать свитера, вкусно готовить, печь торты, которыми так любила угощать одноклассников Танюшки. Эльвира приучала дочь с ранних лет не стесняться матери, не ставить из-за своего положения в неловкость её друзей.
Сейчас Татьяна уже сама мама: малышке Дарине один год два месяца. Это бабушкина радость и счастье. Семья дочери живёт вместе с Эльвирой. Татьяна всегда была рядом с мамой, благодаря ей у женщины нашлись силы жить дальше, когда десять лет назад не стало мужа Юрия.
Своим редким оптимизмом Эльвира Шамрай полностью разрушает устоявшийся стереотип инвалида как немощного, ропщущего на жизнь и окружающих человека. Она никогда не жалуется на судьбу. Говорит, дружит со здоровыми духом людьми. Не копается в своих болячках, что очень любят делать и люди здоровые. Да, проблемы возникают постоянно. Но помогают друзья и даже малознакомые люди.
Эльвира Шамрай очень благодарна родному предприятию, которое все эти годы её поддерживает, поздравляет с праздниками, особенно председателю профкома обогатительной фабрики Лебединского ГОКа Сергею Захарову и заместителю председателя профкома комбината Юрию Романову. Так Эльвира Шамрай обратилась в профсоюз ЛГОКа с просьбой помочь купить электрическую инвалидную коляску. В апреле этого года откликнулся депутат Госдумы, руководитель фонда «Поколение» Андрей Скоч . Теперь новую коляску она заводит одним нажатием кнопки.
«Это жизнь, — радуется, — теперь я могу весь юго-запад объехать сама — в магазины, на рынок, обратно под горку к подъезду своего дома».Фото: из личного архива Эльвиры Шамрай
Конечно, самое сложное для колясочника — пройти ВЭК. Врачи по записи, а, бывает, не попадёшь вовремя просто физически. Надо, чтобы кто-то помог вывезти на коляске из подъезда. Приходится ждать, просить соседей, когда родные находятся на работе.
Лёгкая на подъёмЭльвира Шамрай в шутку называет себя лягушкой-путешественницей. Раньше гоняла на своей «Таврии». Как-то давно летом укатила в Холки. В дождь и слякоть колесила по буеракам, монастырь посмотрела, свежим воздухом надышалась, живых птиц послушала. Не это ли романтика? Сейчас водит «Рено», тоже не сидит на месте. С друзьями-колясочниками ездит на 23 февраля в любую погоду в Прохоровку , чтобы возложить цветы к памятнику. Играет в боулинг, в прошлый раз на соревнованиях среди инвалидов заняла второе место.
Фото: из личного архива Эльвиры ШамрайГлавное для неё — пообщаться с близкими по духу людьми, которых собирает на мероприятиях руководитель общественной организации инвалидов-колясочников «Мы вместе» Юрий Карапузов .
В прошлом году Эльвира ездила с подругой в Сочи. Побывали в Абхазии, Адлере, прекрасно отдохнули.
Фото: из личного архива Эльвиры ШамрайПоявилась возможность посмотреть Москву – отправилась туда. Благо, сейчас есть подъёмники и спецвагоны.
— Осуществила давнюю мечту — попала на могилку Матронушки. И на Красной площади побывали, и на Воробьёвых горах, и в поместье Шереметьева. Столько впечатлений! И в метро мотались, хотя и на электрических колясках. Вообще, в Москве я расстраиваюсь, глядя на то, какие там есть условия для инвалидов в новых жилых районах. Подъёмники и пандусы везде, даже в тех домах, где не живут колясочники. Захотели, выехали. Такая независимость многое значит. Сейчас, конечно, инвалидам жить и выживать легче. Можно заниматься спортом, рукодельем, танцами, общаться и через соцсети. И это здорово. Уже ничего не боюсь, — улыбается Эльвира Шамрай. — Знаю, что в этой жизни значу. Плохое не помню. Оно утекло, как сквозь пальцы. Да, обижает слово. Против него никакая толщина кожи не помогает. А в остальном – я абсолютно здоровый и богатый друзьями человек.Фото: из личного архива Эльвиры Шамрай
Татьяна Денисова
Последние новости
Приём граждан в Белгороде: депутаты ЛДПР выслушали проблемы жителей
Десятки белгородцев получили возможность обсудить свои вопросы с представителями власти.
Банковские кредиты для белгородских предприятий достигли рекорда
Обрабатывающие производства получили более половины от общего объема кредитов.
Заболевания сердечно-сосудистой системы: тревожные тенденции
Врачи бьют тревогу из-за роста заболеваний сердца и сосудов.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований