Крещенские купания: зачем, когда и как
Крещенские купания – одна из основных традиций на православный праздник.
Что нам говорит вера, и что думают люди.
Крещенские купания – одна из основных традиций на православный праздник. Кто-то окунается, потому что его ещё в детстве так «приучили», кто-то ищет душевный комфорт и чувствует очищение, а кому-то нравятся ощущения в теле после того, как погрузишься в ледяную воду. Об этом мы поговорили с практикующими (и не очень).
Но что лежит в основе? Почему в Крещение Господне принято окунаться? Обязательно ли это? И что символизирует собой процедура? На эти вопросы сможет ответить только священнослужитель, поэтому мы попросили его рассказать нашему порталу о сложившихся традициях подробнее.
Но сначала опыт практикующих (и не очень)Вячеслав:
«Именно на Крещение я не окунался, но делал это в ноябре. Честно? Не понравилось. Ещё есть печальный случай, родственник после крещенских купаний оказался в реанимации, с легкими что-то случилось…».
Кирилл:
«Я по возможности окунаюсь в купели при храмах. На Крещение пока что этого не делал, но хотел бы. В этом году тоже не получится, потому что заболел. Но мне нравится сам процесс – ощущение чистоты какой-то и бодрости после этого».
Юлия:
«Стараюсь каждый год окунаться – бодряще. Я привыкшая уже, поэтому для меня сложностей нет. Летом, например, всегда окунаюсь в купель пару раз в месяц, мне очень нравится. А когда окунаешься зимой, главное чтобы было что-то очень тёплое рядом, например, мамина дубленка. После того, как вынырнешь, ощущение очищения какого-то, лёгкости, голова свежеет, на душе легко. Не знаю, как объяснить точнее, но мне не всегда очень нравится.
Правда, летом был случай неприятный. Я ныряла, а там змея плыла…Просто больше в то место не езжу. И считаю, что купель должна быть безопасной и находиться в оборудованном месте».
Дарья:
«Что могу сказать, мне интересно узнать, что по этому поводу говорит Церковь. Буду ждать, что расскажет батюшка! Но я как-то отношусь к этому скептически пока... А после инцидента в том году с девушкой, которая при детях погибла, ныряя в прорубь, вообще отрицательно…».
Так что же Церковь?Рассказывает отец Иоанн Секирин – руководитель Миссионерского отдела Брянской епархии, настоятель Храма блаженной Матроны Московской в Брянске.
Вообще, традиция крещенских купаний не нова, она имеет достаточно древние корни. В памятнике русской письменности XII века, рассказывающем о паломничестве на Святую землю игумена Даниила, современника преподобного Нестора Летописца, мы находим интересное описание отношения к освященным водам Иордана христиан Иерусалимской Церкви:
«В самый праздник водокрещения, - пишет игумен Даниил, - был на Иордане с всею дружиною моею, и видехом благодать Божию, приходящую на воду иерданьскую, и множество народа безчисленно тогда приходят к воде со свещами; и всю ту нощь бывает пение изрядно и свещь без числа горящь. В полунощи же бывает крещение воде; тогда бо Дух Святый исходит с небес на воды иерданьския. Человеки же достойнии добре видят, како всходит Дух Святый, а вси народи, не видят, но токмо всякому человеку радость бывает тогда в сердце. Да егда погрузят священницы крест честный и егда рекут «в Иердане крещающу Ти ся Господи», - и тогда вси людие вскачют в Иердани, крещающиеся в Иерданьстей реце, я коже бо Христос в полунощи крестился от Иоанна ».
Ссылаясь уже на этот источник, старец Глинской пустыни схиархимандрит Иоанн (Маслов) в своем труде «Духовные рассуждения и нравственные уроки» ( 18+) пишет, что именно отсюда и в России пошла традиция окунаться в проруби в дни праздника Богоявления:
«Этот обычай купаться в Иордане на праздник Крещения, очевидно, и перешел на Русь. Имея глубочайшую веру в святость богоявленской воды и в то, что посредством купанья в ней можно избавиться от болезней и грехов, православные люди безбоязненно совершали этот подвиг. Павел Иовий, присутствовавший при водоосвящении, свидетельствует, что «по окончании церемонии недужные и больные бросаются в реку; быв уверены, что священная вода омоет нечистоту болезни ».
Есть и ещё интересные описания, однако прослеживается единая линия: крещенские купания – не сугубо русская традиция.
«В том или ином виде она широко распространена, например, в Грузии или на Балканах. Так, сербы имеют обычай бросаться в водоём за брошенным в воду совершающим чин освящения священником Крестом . Выловивший Крест мужчина, как считают, получает особую Божию благодать, и имеет почётное право носить за священнослужителем чашу с освященной водой во время окропления народа» , - продолжает отец Иоанн.
Окунание в прорубь не является обязательнымЭто сугубо народная традиция.
«Нужно, несомненно, отметить, что окунание в освященную воду является традицией исключительно народной, не предписанной церковными каноническими нормами, а поэтому исполнение её совершенно не обязательно для верующих. Те, кто имеет желание и готовность на подобные окунания в наших климатических условиях, должны иметь соответствующий духовный настрой. Погружаться в «Иордань» необходимо с чувством благоговения перед Богом, сообщающим Свою благодать освящаемой воде, осенив себя заранее крестным знамением» , - рассказывает отец Иоанн.
К тому же, не всегда это бывает сделано правильно и безопасно.
«Не думаю, что совершающие крещенское купание «под рюмку водки», с ухарством, могут получить какую-то духовную пользу от этого. Да и для физического здоровья, а под час и самой жизни, бездумное, часто напоказ, ныряние в ледяную воду становится крайне опасным экстремальным развлечением » , - отмечает батюшка.
Крещенское купание не заменяет таинство Крещения и ПокаянияА, следовательно, не очищают человека от греха.
«Те из христиан, кто имеет обыкновение погружаться в освященных крещенских водах, отнюдь не заменяют им личное участие в праздничном Богослужении и освящение в причащении Тела и Крови Христа, совершающимся в храме.
Если же человек погружается в прорубь в день Богоявления, то очень важно воспринимать это как символ духовного обновления, стараться после этого вести жизнь так, как заповедал Христос , чтобы принятое погружение стало новым стимулом следовать за Спасителем на всех путях своей жизни».
Не боишься окунаться в ледяную воду, не бойся и жизнь свою переменить…
«Хочу добавить для «купальца»: если ты не боишься погружаться в ледяную прорубь, не бойся переменить свою жизнь от греха к добродетели, не страшись прийти в храм, исповедать свои тайные грехи , воздерживаться от того, что оскверняет твою душу — и тогда ты примешь от Господа Иисуса Христа подлинное освящение и обновление» , - подытожил отец Иоанн.
Автор публикации Надежда МихееваФото: автора и из архива комментаторов.
Последние новости
Новые инициативы по охране здоровья в городах России
Государственные меры нацелены на улучшение качества медицинских услуг.
Необъяснимые находки: незаконное оружие в Шебекино
Житель Шебекинского городского округа задержан за хранение штурмовой винтовки.
Продажа доли в «Узле связи»: Старооскольская администрация выставила на торги 10 процентов
Муниципалитет намерен продать часть своего пакета акций в местном предприятии.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований