Как можно защитить личные активы учредителя: советы юристов
Сохраняя структуру текста, можно переписать его так:
Любой предприниматель знает, что ведение собственного бизнеса сопряжено с серьезными рисками, которые, как правило, подстерегают внезапно. Одно из наиболее серьезных и опасных оснований для потери своего состояния — личных активов — может возникнуть при неудачном ведении бизнеса, просрочении задолженности, налоговой оптимизации и других причинах.
Если в процессе взыскания по долгам учредителя возникает необходимость обращаться к его личному имуществу, сделки по переводу этого имущества на родственников могут быть оспорены. Один из способов предотвратить потерю своих активов – обратиться к специалисту по защите личных активов, который поможет выработать стратегию защиты заранее, так как в случае привлечения к субсидиарной ответственности защита активов может оказаться неожиданной и неподготовленность может стать основной ошибкой.
Заказать консультацию специалиста по защите личных активов можно, оставив заявку на сайте консалтинговой компании. Стоимость услуг по защите личных активов, как правило, значительно ниже стоимости самих активов. При выборе консалтинговой компании, помимо стоимости, стоит обратить внимание на рейтинг, репутацию и длительность работы организации.
Личные активы - это некие денежные вложения, которые принесут владельцу прибыль или увеличат свою стоимость со временем. Личные активы могут включать в себя банковские вклады, акции, облигации и движимое и недвижимое имущество.
Должен ли учредитель ООО считаться владельцем личных активов? В бизнесе ответственным за личные активы могут быть несколько человек:
- Собственник/собственники - это человек или группа людей, которым принадлежит данный бизнес.
- Бенефициар - это реальный собственник компании, а не юридический, который оказывает решающее влияние на принятие решений. Информация о личности бенефициара обычно доступна только для "верхнего" руководства компании, поскольку редко раскрывается даже для сотрудников компании. Стать бенефициаром можно различными путями.
- Генеральный директор - это главный управляющий компании, который принимает важные кадровые и производственные решения и следит за качеством работы предприятия. Генеральный директор может быть наемным сотрудником, который получает фиксированный ежемесячный оклад и может быть снят с должности по решению учредителя.
- Топ-менеджер - это коммерческие, финансовые, производственные директоры, директоры по развитию и т.д., которые занимают руководящую должность.
Статья называется «Было ваше, стало наше: когда личные не значит частные». В ней рассказывается о ситуациях, в которых собственники и руководители бизнеса рискуют своими личными финансовыми активами.
Как правило, такое происходит, когда компания несет убытки, а также когда у нее возникают претензии со стороны кредиторов или налоговой. В последнем случае доначисления могут быть вызваны как ошибкой бухгалтера, так и обнаружением инспекторами налоговой выгоды, полученной через использование юридических лиц. Это может значительно повлиять на репутацию компании и привести к субсидиарной ответственности контролирующих лиц.
Субсидиарная ответственность также может быть вызвана рейдерством. Хотя методы рейдеров стали более щадящими по сравнению с 90-ми годами, рейдерские захваты все еще являются проблемой для малого и среднего бизнеса. Цель рейдеров осталась неизменной - получить доступ к прибыли.
Важно отметить, что формальное отстранение от управления компанией в случае с налогами и кредиторами не поможет. Существует понятие субсидиарной ответственности, которое предписывает собственнику компании расплатиться с долгами личными средствами. На этапе предпроверочных мероприятий налоговой инспекции определяется, кто является реальным владельцем компании.
В России субсидиарная ответственность считается дополнительной к ответственности основного неплательщика, но усиливает защиту прав потерпевшей стороны. Правила применения субсидиарной ответственности указаны в статье 399 Гражданского кодекса РФ. В последние годы наблюдается растущее количество случаев привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, что свидетельствует о возрастающей значимости этого вопроса.
Как защитить свое личное имущество от ответственности? Существует несколько легитимных и не очень способов, которые можно использовать для этой цели. Ознакомимся с каждым из них более подробно.
Первый способ - оформление активов на других лиц. Это простой и дешевый вариант для собственника личного имущества. Учредитель может напрямую "отписать" свои активы на другое лицо или передать их доверенному лицу, который является держателем активов учредителя. Однако следует помнить, что богатство может изменить людей, а самый близкий друг или родственник может не оставаться равнодушным к активам и не вернуть их обратно. Кроме того, если произойдет несчастный случай с новым владельцем активов, его родственники могут претендовать на наследство, со своими претензиями к собственнику активов. В некоторых случаях контролирующие лица могут оспаривать сделки по выводу личных активов.
Второй способ - трасты и дискретные фонды. Это система правовых отношений, при которой имущество учредителя передается доверительному собственнику. Предприниматель переводит личные активы в трасты, теряет право собственности, но получает право на часть прибыли этих организаций взамен. Этот способ является более дорогим, но надежным для защиты личных активов, поскольку достаточно трудно доказать, какие именно активы из фондов принадлежат определенному человеку. Собственник фактически теряет контроль над имуществом и не может распоряжаться им по своему усмотрению - продавать, дарить и т.д.
Третий способ - офшоры, т.е. владение активами через иностранные компании. Номинальный акционер числится собственником имущества, а фактический бенефициар указан только в трастовых соглашениях. Эти соглашения конфиденциальны и могут быть раскрыты только в рамках расследования уголовного дела или по судебному запросу. Однако, если такой запрос поступит, тайна станет явной. Наше правосудие не любит офшорных систем, так как они часто используются для "отмывания" криминальных денег, государственной коррупции или мошеннических схем.
Четвертый способ - сбор документов на случай мошенничества (например, сотрудника компании), рейдерства и т.д. В США это нормальная практика, именуемая подушкой безопасности. Учредитель формирует объемный пакет документов, куда входят договоры залога, опционы, расписки, доверенности и т.д. С помощью этой "подушки безопасности" гораздо проще доказать наличие рабочих договоренностей и обязательств, чем просто с помощью "честного слова". Этот способ можно сравнить с брачным договором - хочется, чтобы он никогда не понадобился, но пусть он будет на всякий случай.
Однако каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы, и никто не может дать стопроцентную гарантию, что выбранный вариант сохранения личных активов сработает. Поэтому необходимо заранее грамотно подойти к этому вопросу и обратиться к специалистам, которые помогут выбрать наиболее оптимальный вариант защиты личных активов для конкретного случая.
Защита личных активов через консалтинг
Компания "КСК групп" - это одна из крупнейших и наиболее известных консалтинговых компаний на рынке, предоставляющих защиту личных активов уже более 25 лет. За этот период она успешно реализовала около 6500 проектов для свыше 800 организаций. Структура компании "КСК групп" основана на стратегическом партнерстве, включающем более 15 консультационных компаний, работающих в едином стандарте и использующих свои компетенции для решения любых задач по развитию и позитивным изменениям бизнеса.
Ключевой принцип "КСК групп" - это прагматичный ROI-подход. Руководство компании понимает, что для клиента главное не совет, а конкретное решение своей проблемы с заранее просчитанным экономическим эффектом. Опытные специалисты компании предоставляют услуги по минимизации риска утраты имущества, возникающего из-за судебных процессов, бракоразводных процедур, налоговых осложнений, банкротства и других возможных негативных ситуаций. Их задача - максимально защитить личные активы клиента, предоставив консультации по налоговому планированию, обнаружению просроченных кредиторских задолженностей и личных поручительств, оценке вероятности дробления бизнеса и многим другим. В процессе консультирования определяется список активов, проводится объективная оценка рисков, разрабатывается понятная концепция защиты в виде графической схемы и составляется перечень рекомендаций для последующего безопасного управления активами и их будущего приобретения. Первичная консультация со специалистами компании предоставляется бесплатно.
Фото: freepik.com