Как открыть гостиницу и что для этого нужно?
Подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года, который пройдет по всей России, привела к реставрации старых гостиниц и строительству новых, многие из которых будут под международными брендами. В итоге конкуренция между гостиницами значительно возрастет как на время проведения чемпионата, так и после. Это означает, что людям, желающим открыть свою гостиницу, следует тщательно все обдумать.
Итак, какие же шаги необходимо предпринять для открытия гостиницы? Рассмотрим несколько ключевых этапов:
Этап 1: выберите форму юридического лица. Крупные гостиницы, включая те, что планируются как франчайзинг, требуют образования ООО. Если вы планируете открыть мини-гостиницу (с фондом до 50 номеров), то достаточно зарегистрировать ИП. Если вы уже являетесь индивидуальным предпринимателем, вам необходимо зарегистрировать соответствующий вид деятельности по ОКВЭД. Для гостиницы с рестораном код по общероссийскому классификатору — 55.11, для гостиниц без ресторанов — 55.12.
Этап 2: выберите систему налогообложения. Если вы открываете гостиничное предприятие, то вы можете воспользоваться УСН - упрощенной системой налогообложения, что значительно снизит налоговую нагрузку. Эта система подходит, по крайней мере, до тех пор, пока размер ежегодного дохода вашей гостиницы не превысит 150 миллионов рублей. В ином случае вам необходимо применять общую систему налогообложения. Для малых гостиниц ИП может сочетать УСН и ЕНВД.
Этап 3: выберите и обустройте помещение. Наиболее оптимальным вариантом для малых гостиниц является выкуп и перепланировка помещений. Среди помещений, которые можно использовать для гостиницы, можно выделить этажи общежитий, так как они требуют меньшего переоборудования и имеют общие кухни, душевые, прачечные. Если же вы планируете отдельно стоящую гостиницу, то выкуп особняка, коттеджа будет оптимальным вариантом. Экономически выгоднее строительство гостиницы с нуля, однако и аренда долгосрочного типа также может являться хорошим вариантом.
Важно заметить, что при выкупе жилых помещений требуется их перевод в нежилой фонд (статья 288 ГК РФ). Кроме того, строительство, ремонт и другие работы, связанные с обустройством помещений под гостиницу, должны проводиться в соответствии со строительными, санитарными, экологическими нормами и требованиями безопасности.
Этап 4: подберите персонал. Для мини-отеля с фондом до 10 номеров будет достаточно небольшого кадрового состава: управляющего, администратора (портье), владеющего английским языком, горничной и технического персонала, который может заменить подрядную организацию, оказывающую ремонтные и клининговые услуги. Чтобы управлять гостиницей большего размера, потребуются охрана, расширение состава администраторов и горничных, бухгалтерия, отдел бронирования, команда менеджеров, маркетинговый отдел и другие структуры по решению управляющего (владельца отеля).
Этап 5: организуйте маркетинговую кампанию. На начальной стадии для привлечения клиентов в новую гостиницу подойдет размещение рекламы в интернете и печатных СМИ, на вокзалах, в аэропортах. В туристических городах заключение договоров с турфирмами является эффективным методом.
Весь этот процесс составляет бизнес-план нового предприятия и необходим для его ликвидности.
При составлении бизнес-плана для открытия гостиницы необходимо определить концепцию будущего предприятия. Концепция гостиницы включает в себя ряд параметров, таких как статус гостиничного объекта, местоположение, номерной фонд, вместимость и площадь, этажность, штат работников, среднегодовой уровень загрузки, сезонность, цены на проживание и дополнительные услуги.
При разработке концепции гостиницы необходимо учитывать реальную ситуацию на рынке гостиничных услуг и выбирать сегмент, который будет иметь наибольший спрос в данном регионе. Для того, чтобы не ошибиться с выбором формы предприятия, нужно провести маркетинговый анализ, который включает инвестиционную привлекательность рынка, характеристику существующего гостиничного фонда, характеристику спроса, цены на гостиничном рынке и тенденции развития рынка.
Также следует более детально изучить выбранный сегмент гостиничного рынка, количество гостиниц соответствующего статуса на рынке, их географию, набор и представленность услуг и цены на услуги. Для получения данных по конкурентной среде можно обратиться в организации, занимающиеся управлением и консалтингом в сфере гостиничного бизнеса.
Адекватный расчет издержек и доходов по сдаче номеров и другим услугам предприятия возможен только с использованием опыта. Для расчета экономической эффективности гостиничного бизнеса следует учитывать специфические показатели, такие как вместимость номерного фонда, сезонность спроса, график работы гостиницы, спрос на дополнительные услуги и план загрузки гостиницы по месяцам, категориям посетителей и видам услуг.
Если результаты расчетов по бизнес-плану соответствуют ожиданиям, можно переходить к практической реализации проекта. Но на этом этапе нужна предварительная подготовка, а именно – сбор необходимых документов, отвечающих требованиям законодательства.
Открытие гостиницы: документы и требования
При открытии гостиничного бизнеса необходимо учитывать ряд правовых и организационных аспектов. Один из главных этапов - подготовление документов. Рассмотрим, какие документы потребуются в процессе открытия гостиницы.
- Правоустанавливающие документы на помещение и земельный участок. Нужно обратить внимание на наличие свидетельства о регистрации предприятия и постановки на учет в ФНС.
- Разрешительная документация на строительство или перепланировку помещения. Для получения разрешения на строительство потребуется кадастровый и ситуационный планы земельного участка, свидетельство о государственной регистрации участка, справка об отсутствии арестов на участок, лист согласований с коммунальными службами, планировочная схема участка, проект здания, договор подряда со строительной организацией. Для получения разрешения на перепланировку необходимо заявление в органы местного самоуправления с предоставлением техпаспорта помещения, после получения разрешения разрабатывается проект перепланировки, далее следует согласование проекта с администрацией и получение разрешения на начало работ. После проверки объекта контролирующими органами выдается акт ввода объекта в эксплуатацию, на основании которого оформляется новый техпаспорт в БТИ.
- Сертификат соответствия. Гостиничный бизнес в РФ не подлежит лицензированию, но может быть добровольно сертифицирован, что означает присвоение гостинице категории «звездности». Получить сертификат соответствия можно в одной из местных сертифицирующих организаций.
- Лицензии на торговлю алкогольной продукцией, организацию общественного питания, услуги химчистки, парикмахерские услуги и другие виды деятельности, требующие обязательной сертификации.
- Документы, подтверждающие соответствие требованиям санитарной, технической, пожарной, экологической безопасности, выданные контролирующими инстанциями.
- Документы о регистрации контрольно-кассового аппарата в налоговой инспекции.
- Разрешение на рекламу и регистрация вывески в органах местного самоуправления.
- Пакет договоров c организациями, оказывающими сторонние услуги. Предметом договора могут быть коммунальные услуги, вывоз мусора, охрана помещения, инкассация, проведение работ по дезинсекции и дератизации, техническое обслуживание.
- Документы для внутреннего пользования - перечень предоставляемых услуг, устав предприятия, журнал по технике безопасности труда и пожарной безопасности, схема эвакуации при пожаре, книга отзывов и предложений, журнал проверок контролирующими инстанциями, должностные инструкции персонала.
По всем вопросам подготовки документов можно получить консультацию в налоговой инспекции, органах местного самоуправления, сервисах «единого окна», предпринимательских объединениях и консалтинговых агентствах. Следует не забывать о том, что вопросы, связанные с подготовкой документов, не менее важны, чем расчеты ожидаемых финансовых показателей нового бизнеса.
После выполнения всех необходимых требований, остается приступить к созданию интерьера будущей гостиницы. Это творческий этап, который должен учитывать вопросы по уходу за интерьером и его обновлению. Правильный подход к этому этапу существенно повлияет на репутацию гостиницы и может способствовать привлечению дополнительной клиентской базы.
Фото: freepik.com