Ремонт вариаторов: виды восстановительных работ и их стоимость
Автомобильные компании уже не удивляют автолюбителей наличием автоматических коробок передач в комплектации автомобилей. Одним из видов таких трансмиссий является CVT, или вариатор, который постепенно становится все более популярным, но все еще вызывает определенную недоверчивость. Иногда этот тип коробки передач сравнивают с классической автоматической коробкой передач, однако такое сравнение с технической точки зрения является ошибочным. Основное отличие заключается в принципе работы вариатора, который является многим причиной возникновения проблем при эксплуатации. В этой статье мы рассмотрим стоимость ремонта такой коробки, а также расскажем, как правильно водить автомобиль с CVT, чтобы отложить посещение автосервиса на максимально длительный период.
Как поддерживать вариатор в исправном состоянии: ключевые правила эксплуатации
Принцип работы вариатора можно проиллюстрировать на примере скоростного велосипеда. Если цепь находится на самой маленькой передней звезде и самой большой задней звезде, то крутить педали будет легко, даже на крутой горе. Чтобы задняя звезда совершила один оборот, передняя звезда должна сделать несколько, что обеспечивает максимальную тягу и минимальную скорость.
В противоположной ситуации крутить педали сложнее, но скорость увеличивается, то есть одному обороту передней звезды соответствует несколько оборотов задней звезды. Вариатор, работающий на таком же принципе, использует два конусных шкива вместо звездочек с цепью или ремнем, которые плавно изменяют диаметр вращения, меняя передаточное отношение.
Используя такую конструкцию, необходимо соблюдать некоторые правила при эксплуатации для того, чтобы продлить срок службы коробки и избежать появления поломок:
- Не резко трогаться с ускорением. В таком случае все движущиеся элементы могут плохо смазываться, что увеличит их нагрев и вероятность проскальзывания цепи или ремня по шкивам;
- Не ездить долгое время на максимальной скорости. Даже при условии достаточной смазки, такой режим работы приводит к перегреву подшипников, валов и ремня;
- Не ездить по бездорожью. Передвижение по пересеченной местности дает дополнительную нагрузку на вариатор;
- Не буксировать и не ездить с прицепом. Это еще один фактор дополнительной нагрузки на коробку, приводящий к перегреву. В технической документации к авто указана максимальная масса, которую он может буксировать.
Вариатор чувствителен к механическим повреждениям. Они могут возникать при наезде на препятствия, бордюры или камни. Также нежелательны быстрые смены направления движения — раскачка, особенно если автомобиль застрял на бездорожье или в снегу.
Кроме того, чтобы продлить срок эксплуатации вариатора, необходимо выполнять периодическую диагностику и профилактические меры:
- Прогрев. Во время стоянки все смазочные жидкости стекают в поддон и охлаждаются. Чтобы достичь рабочей температуры и для попадания масла на смазывающие поверхности, рекомендуется прогреть двигатель перед началом езды. Продолжительность прогрева коробки должна быть несколько больше в холодное время года, чем у двигателя.
- Соблюдение правил положений селектора. Переключение в режим автомобиля с задним ходом (R) можно осуществлять только после полного прекращения движения. Режим автомобиля с парковкой (P) предназначен исключительно для стоянки автомобиля. Режим автомобиля в нейтральном положении (N) используется для включения зажигания и для длительных остановок с включенным двигателем, например в пробке. При остановке на светофоре рекомендуется оставить коробку в режиме движения (D), а не переводить ее в нейтральное положение.
- Профилактические осмотры. Перед каждой поездкой желательно проверять уровень смазочной жидкости. Заменять ее необходимо согласно рекомендациям производителя. Важно следить за состоянием радиатора: со временем он забивается пылью, грязью и пыльцой, после чего может не справиться со своими функциями даже при обычной езде, тогда коробка выйдет из строя.
Однако, даже если вы бережно эксплуатируете свое авто и выполняете все рекомендации по техническому обслуживанию, ремонт вариаторов неизбежен. Как и в любом другом узле, где есть вращающиеся или трущиеся детали, подшипники, конусные валы и ремни постепенно изнашиваются. Все меры профилактики направлены только на продление срока службы коробки, но никак не на избежание поломок в целом.
Как ремонтируют вариаторы и сколько это стоит
Зачастую официальные дилеры, проводя сервисное обслуживание, советуют заменить вариатор, вышедший из строя, а не пытаться его ремонтировать. Однако после истечения срока гарантии такая процедура обходится дорого. Но сейчас доступны оригинальные запасные части, что позволяет качественно восстановить функциональность узла и при этом сохранить деньги.
Стоимость ремонта вариатора зависит от того, какая деталь более всего подверглась изнанию и какие процедуры нужно провести при её замене. Диапазон работ может включать следующие пункты:
- Определение неисправности. Выявить место и причину неисправности можно только после комплексной диагностики и осмотра вариатора. Во многих сервисных центрах услуга полной диагностики без демонтажа вариатора оказывается бесплатной.
- Замена ремня или цепи. Износ ремня может быть связан как с естественной выработкой, так и с перегревом либо с появлением на валах задиров, которые могут его порвать. Запас хода ремня обычно примерно равен сроку службы вариатора, который для разных моделей автомобилей может варьироваться от 100 000 до 250 000 км. Стоимость ремня ориентировочно составляет 15 000 рублей.
- Замена подшипников. Пыль, образовавшаяся от трения ремня о валы, попадает в подшипники, ускоряя их естественный износ. Стоимость этой детали начинается от 2500 рублей.
- Промывка и ремонт гидроблока вариатора. Он отвечает за синхронное управление конусными шкивами. В некоторых случаях неисправности могут быть связаны с загрязнениями, которые накапливаются в масле, что решается промывкой гидроблока. Примерная стоимость этих работ – 10 000 рублей.
- Ремонт блока управления вариатора. Электронный блок управления (ЭБУ), обеспечивает корректную работу КПП в целом. Он контролирует работу вариатора в аварийном режиме, регулирует давление масла и принимает данные от датчиков. Стоимость ремонта ЭБУ начинается от 8000 рублей.
Выше перечислены только некоторые процедуры. Полный перечень работ и окончательная стоимость услуг будут известны только после диагностики. В среднем ремонт вариаторов в сервисе будет стоить 55 000 рублей, учитывая стоимость запасных частей.
Цена ремонта вариатора формируется из суммы расходов на запчасти, работы по их замене, а также демонтаж и установку трансмиссии. Для того, чтобы не пришлось платить ещё больше за ремонт, лучше обращаться в сервис сразу после обнаружения первых признаков неисправности. Это поможет избежать серьезной поломки или полного выхода из строя КПП, что приведет к значительным затратам.
* Данный материал не является публичной офертой. Информация о ценах приводится для ознакомления и точна на момент публикации в июле 2020 года.
Фото: freepik.com