Цифровая трансформация бизнеса: необходимая реальность

Цифровая трансформация бизнеса: необходимая реальность

Активно обсуждаемая сегодня тема - цифровая трансформация. Без нее компании не имеют будущего в новой информационной эре. Однако многие люди до сих пор не понимают суть этого процесса: предлагают разные определения, и не ясно, какое из них верное. В данной статье мы проясним эту актуальную тему: объясним, в чем заключается цифровая трансформация, для чего она нужна, какие преимущества она дает предприятию, а также рассмотрим используемые технологии в процессе цифровизации бизнеса. Цифровая трансформация: суть и охват

Цифровая трансформация: суть и охват

При обсуждении цифровизации многие считают ее лишь внедрением информационных технологий в бизнес. Однако наличие ИТ-систем и автоматизация бизнес-процессов - это не главное в цифровой трансформации. В это понятие входит не только технологическая сторона, но и серьезные изменения в самом бизнесе.

Действительно, слово "трансформация" говорит о глубинном изменении бизнеса. Принципы развития компании, ее стратегия, культура корпоративного общения, продукты и услуги - все меняется. В цифровую трансформацию входят как технические, так и организационные изменения.

У многих компаний на пути к цифровой трансформации лежит использование платформенных решений - создание цифровой экосистемы, которая объединяет все службы компании и обеспечивает эффективное изменение процессов внутри организации.

Цифровая трансформация является актуальной проблемой не только для коммерческой сферы, но и для многих других областей деятельности - медицины, образования, культуры и государственного сектора в целом. Она работает на увеличение эффективности во всех областях и может стать одной из национальных целей развития в России до 2030 года, как это установлено Указом Президента от 21 июля 2020 года.


Цифровая трансформация позволяет бизнесу решить множество задач. Ее основные преимущества заключаются в повышении эффективности работы организации, усовершенствовании взаимодействия с клиентами, оптимизации управления и повышении конкурентоспособности.

Цифровые технологии позволяют ускорить проведение операций, упорядочить нужные действия и устранить ненужные, а также оптимизировать использование ресурсов, благодаря чему снижается себестоимость продуктов, растет производительность и достигается экономия средств.

Информационные технологии помогают повысить уровень сервиса и качество товаров и услуг. Цифровая трансформация создает возможность для разработки принципиально новых сервисов, особенно в условиях омниканальности, когда клиенты хотят получать услуги где угодно. Эти изменения могут быть решающими для поддержания конкурентоспособности.

Автоматизированный сбор и анализ данных помогает упростить контроль за деятельностью предприятия и быстро принимать правильные решения. Также повышении конкурентоспособности способствуют ускорение бизнес-процессов, рост эффективности использования ресурсов, улучшение качества обслуживания клиентов, создание новых продуктов и решений.

Для компаний, стремящихся выжить в условиях всеобщей диджитализации, цифровая трансформация необходима. Однако перед приступлением к преобразованиям необходимо убедиться в наличии нескольких условий, главное из которых - это цифровая зрелость компании.

Для определения готовности компании к трансформации, следует оценить уровень развития цифровой инфраструктуры, понимание процессов и целевых сервисов, способы сбора, обработки и хранения данных, подготовку кадров и корпоративную культуру. Ее уровень цифровой зрелости можно измерить, используя четкие критерии оценки, но только соблюдение этих условий гарантирует успех в цифровой трансформации.

Технологический прогресс и рост конкуренции требуют от компаний активнее смотреть в сторону цифровой трансформации. В этом контексте популярно говорят о так называемых прорывных технологиях, которые считаются магическим средством преобразования бизнеса. Однако, для начала необходимо разобраться, что за технологии используются в рамках цифровой трансформации.

Наибольшую популярность сейчас имеют искусственный интеллект, большие данные, микросервисы, облачные системы, цифровые двойники и DevOps. Они не просто являются прорывными технологиями, но и меняют мир подобно паровым машинам и электричеству в свое время.

Big Data — это серия подходов для хранения и обработки огромных массивов структурированных и неструктурированных данных. Такие технологии подходят для всех сфер бизнеса. Микросервисы, являющиеся особым подходом к архитектуре приложений, обеспечивают простоту внесения изменений, масштабирования систем, легкость замены устаревших приложений и создают все условия для развития IT-ландшафта.

Технологии искусственного интеллекта и методики машинного обучения также стремительно развиваются. Уже сейчас компьютерные программы и сервисы умеют выполнять многие функции человека, проникая во все сферы экономики. Облачные технологии дают массу преимуществ по сравнению с локальным размещением приложений, такие как экономичность, доступность информации в любое время и из любой точки мира, гибкость и простота масштабирования, независимость от устройств, отказоустойчивость и безопасность.

Цифровые двойники представляют собой виртуальные копии любых объектов, процессов и явлений, которые могут предсказывать будущее состояние оригинала, основываясь на текущих данных и используя возможности искусственного интеллекта. Эта технология нашла применение, например, в промышленности.

DevOps не является отдельной технологией, но это философия и методология, призванная устранить противоречия между командами разработки и поддержки. Она использует набор практик, которые обеспечат быструю доставку качественного цифрового продукта до потребителя.

Но стоит помнить, что лоскутная цифровизация не приближает к успеху. Цифровая трансформация предполагает создание цифровой экосистемы, полностью меняющей бизнес-модель. И не обязательно внедрять все технологии сразу. Важно выбирать то, что оправдано в конкретной ситуации. Вся совокупность технологий при их правильном использовании позволяет создать прочную и перспективную основу для процесса цифровой трансформации в конкретном бизнесе.

Статья "Кейс Алроса"

Алроса - крупнейшая алмазодобывающая компания в России, перед которой стояли важные задачи. Компания хотела подтвердить происхождения своих продуктов, повысить качество и прозрачность в своей торговле, расширить свои каналы сбыта и укрепить сотрудничество с партнерами и клиентами. Чтобы решить эти задачи, была создана платформа трейсинга алмазов, на которой создаются цифровые двойники камней - паспорта алмазов.

Платформа состоит из сервисов внутреннего и внешнего трейсинга, а также API-интеграции со сторонними платформами. Благодаря этой платформе, Алроса получила конкурентное преимущество - они могут подтвердить происхождение камня и контролировать его историю. Компания также расширила свои каналы сбыта благодаря интеграции с партнерами и торговыми площадками. Созданные паспорта камней обеспечили продвижение собственных стандартов, а платформа стала основой для новых приложений и сервисов.

Однако, нужно понимать, что цифровая трансформация - это не просто введение IT-сервисов в уже существующие процессы. Это полное изменение бизнес-модели компании. Поэтому, для успешного прохождения цифровой трансформации, компания должна быть к ней готова и готова к полному изменению своих бизнес-процессов.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *